Центральным понятием, вокруг которого организуется весь материал, является социальное образование человека. В выражении «социальное образование человека» образование является основным элементом. В связи с этим, прежде, чем говорить о социальном образовании человека, мы должны определиться с тем, что есть образование и что есть социальное.
Такая попытка была предпринята в первой части «Критики основных понятий педагогики», где, используя высказывания из исследований по педагогике, было выявлено, что, с одной стороны, образование есть нечто неуловимое, но уже имеющее название «образование». С другой – анализ ставил под сомнение существование самого процесса образования, поскольку все элементы, использованные в высказываниях для определения образования как процесса, фактически представляли другие процессы[1], в силу чего не остается места для некоторого неуловимого процесса образования.
С этим выводом трудно смириться, а практический опыт восстает против него, поскольку невозможно представить, что в мире ничего не образуется. Как раз наоборот, образуется. Образуются те или иные объекты, предметы, явления и т. д. Именно практический опыт вынуждает поставить вопрос об установлении сущностного понимания того, что на самом деле является и называется образованием.
Анализ педагогических высказываний об образовании показал, что ни одно из рассмотренных определений образования не удовлетворяло логическим требованиям, предъявляемым к научной дефиниции. В первой части книги из элементов многих определений, которые были освобождены от синонимичных значений и двусмысленности, было сконструировано определение образования[2]. Оно позволило отличить образование от обучения и воспитания.
Но из этого определения следовало, что, с одной стороны, образованию не находится места среди педагогических явлений, поскольку образование – это некоторый процесс, тогда как обучение и воспитание есть конкретные деятельности. А с другой – содержащийся в определении образования элемент «совокупность систематизированных знаний» позволяет отнести образование к педагогической сфере и именно к учебной деятельности. Такая двойственность отнесения образования к разным уровням иерархии понятий, конечно, не может устроить исследователей и нуждается в объяснении. Это противоречие, и оно должно быть разрешено. Мы допускаем, что процесс образования существует независимо от обучения, что он объективен и что без этого процесса образования человек не может овладеть совокупностью систематизированных знаний, без него не может появиться то, что мы называем обучением и воспитанием.
Таким образом, вопросы об образовании как общенаучном понятии, о процессе образования и о социальном образовании человека заслуживают специального внимания. Они и составляют предмет исследования следующих глав.
[1] См. настоящий текст: Часть первая. Глава 4. Образование.
[2] См. настоящий текст: Часть первая. Глава 4. Образование. Выводы.