Современное состояние общеобразовательной и профессиональной школы вынуждает признать, что в педагогике отсутствует научная ясность в понимании сущности образования, воспитания и обучения. Попытки разобраться и внести ясность предпринимал еще в своё время Аристотель. Но даже современные исследователи науки педагогики вынуждены признать, что ясность в понимании сущности воспитания и обучения отсутствует до сих пор.
В конце двадцатого и в начале двадцать первого веков появились много новых «педагогик». Это и педагогика средней школы, и педагогика высшей школы, семейная педагогика, педагогика взрослых, народная, внешкольная, дошкольная, коррекционная педагогика, педагогика сотрудничества, социальная педагогика, педагогика сотворчества, педагогика творчества, музейная педагогика и много ещё других. Такое многообразие возникает, когда существует большое количество различных точек зрения на предмет науки, на её методы, основные понятия и категории. Множественность точек зрения является одним из признаков периода становления любой науки, в том числе и Педагогики.
Однако.
Современные исследователи указывают, что педагогика не располагает точными научными определениями и терминами, именно это препятствует положительному решению теоретических вопросов, и практических задач педагогики. То есть со времён Аристотеля прошло уже более 2000 лет, а период становления Педагогики так и не закончился. Что означает: Педагогика — несостоявшаяся наука, наука без своего научно обоснованного предмета.
Книга «Теория педагогики» делает Педагогику состоявшейся наукой.
Предлагаемая Вашему вниманию книга
- раскрывает научно обоснованный предмет науки Педагогики,
- определяет сущность образования, воспитания и обучения,
- выстраивает чёткую и однозначную структуру педагогических категорий,
- формирует научный понятийный аппарат.
Особенность данной книги в том, что это не простое изложение теории. В ней зафиксирован весь путь, который привел к решению фундаментальных вопросов науки Педагогики.
Книга состоит из трех частей: «Критика основных понятий педагогики», «Основы теории педагогики» и «Теория педагогики».
В первой части рассмотрена совокупность различных высказываний, представляющих определения понятий «обучение», «воспитание» и «образование». Анализ этих высказываний привел к необходимости разграничить социальные и несоциальные явления. И далее — отнести обучение и воспитание к социальным явлениям. Таким образом, обучение и воспитание принадлежат только сообществу людей и за пределами социума как таковые не существуют.
«Обучение – это педагогическая деятельность, целью и результатом которой является владеющий необходимыми для общества знаниями и умениями человек, или обученный человек» (подробнее).
«Воспитание – это педагогическая деятельность, целью и результатом которой является человек, имеющий свойства и качества, необходимые для жизни по законам общества, или воспитанный человек» (подробнее).
Образование как процесс не является социальным явлением, не является педагогической деятельностью как обучение и воспитание.
Понятие «образование» относится не только к педагогической науке. Широта «образования» позволяет использовать его и в других отраслях науки: медицине, археологии, математике, биологии и т.д.
Так как это понятие существует в педагогической сфере, необходимо определить и указать границы его употребления в педагогике. «Образование – это процесс, благодаря которому происходит овладение совокупностью систематизированных знаний, или процесс, результатом которого является овладевший этой совокупностью человек» (подробнее).
Этими рабочими определениями заканчивается первая часть — критика основных понятий педагогики. Это рабочие определения, потому что в следующих частях книги образованию, обучению и воспитанию будут даны сущностные определения.
Во второй части «Основы теории педагогики» представлены позиции, из которых исходили и на которые опирались авторы теории педагогики.
Слово «образование» употребляется во всех сферах духовно-практической деятельности человека. Это означает, что мы имеем дело с явлением, которое пронизывает весь природный и социальный окружающий мир и которое представляет непрекращающийся процесс: процесс образования — образующихся образований. Объективное существование социальных образований позволяет подойти к педагогическим явлениям и рассматривать их в качестве оснований педагогики и её теории.
К многообразию социальных образований относится деятельность. «Деятельность – это совокупность действий (действие), осуществляемая социально образованным человеком при помощи средств, направленных на предмет для достижения результата, соответствующего цели» (подробнее).
«Именно деятельность в охваченных её процессом объектах и предметах оставляет свои следы, сообщая им (предметам) социальное качество, превращая их в социальные образования» (подробнее).
Социальное образование человека происходит не только в педагогической сфере, но и за её пределами. Более того, понятие «образование» — всеобщая абстракция. И вследствие этого не может быть применена к конкретным явлениям в форме отдельного слова «образование». Не может использоваться в форме словосочетаний «образование человека» и «социальное образование человека». А может быть только в виде словосочетания, указывающего сферу применения. Например, «социальное образование человека в педагогической сфере». В этом случае, термин «образование» приобретает своё специфическое значение — педагогическое — и не должен заменяться иными словесными формами, если только эта замена специально не оговорена.
Всеобщность процесса образования приводит к выводу, что мышление есть естественный (природный) процесс, происходящий в мозгу человека (подробнее). В этом процессе находят свое место образования (следы) от воздействия мира и другие образования (следы) в мозгу, как реакция на эти воздействия. Сохранность этих образований (следов) и их активизация обеспечивает человеку возможность осознавать и понимать мир, в котором он живет, и действовать в нём, достигая поставленных целей.
Процесс мышления является независимым естественным явлением, поскольку имеет место в головном мозгу каждого биологического организма, имеющего головной мозг и центральную нервную систему. Здесь же следует заметить корректно проведенное отличие процесса мышления как естественного явления от процесса мысленной деятельности как социального явления.
В связи с этим психология не является фундаментом педагогики. И эта позиция принципиальна: педагогика является социальной наукой, которая изучает социальные явления, представляющие специфические отношения взрослых и детей, а психология — это естественная наука, которая изучает естественные явления — психику человека. Таким образом, педагогика и психология имеют различные основания. Игнорирование этих различий в психическом и педагогическом приводит к искажению действительности, в том числе и педагогической действительности в нашем сознании.
«Психика, в свою очередь, является лишь системой, обеспечивающей осознание и понимание, т. е. появление социального в пределах границ головы человека, но сама не является социальным образованием. Как физиологическое, обеспечивая появление психического, не становится психическим, так и психическое, обеспечивая появление социального, не становится социальным» (подробнее).
Определение деятельности, как основного структурного элемента социальных явлений, указание различий социального (педагогического) и естественного (психического) — основные моменты второй части книги.
Третья часть книги «Теория педагогики» является логическим следствием предыдущих частей.
Решена основная проблема педагогики: выделить и обосновать предмет науки педагогики и тем самым утвердить её статус науки. Исходя из методологического положения (принципа), что предмет науки существует задолго до появления науки и вне науки, авторам пришлось отвергнуть множество фиксированных попыток установить предмет науки педагогики по причине нарушения в них названного выше методологического положения. Приведем часть выделенных в своё время предметов педагогики и отвергнутых авторами теории: воспитание, воспитательная деятельность, педагогическая деятельность, педагогический факт, практика обучения и воспитания, реальная педагогическая деятельность и др.
Удалось решить основную проблему педагогики: выделить и обосновать предмет науки педагогики и тем самым утвердить её статус науки. Исходя из методологического положения (принципа), что предмет науки существует задолго до появления науки и вне науки, авторам пришлось отвергнуть множество фиксированных попыток установить предмет науки педагогики по причине нарушения в них названного выше методологического положения. Приведем часть выделенных в своё время предметов педагогики и отвергнутых авторами теории: воспитание, воспитательная деятельность, педагогическая деятельность, педагогический факт, практика обучения и воспитания, реальная педагогическая деятельность и др.
В «Теории педагогики» обучение и воспитание принадлежат социальной сфере. То есть педагогика — это социальная наука и не «подчиняется» естественной науке психологии. Следовательно, и предмет науки педагогики находится в социальной среде.
Поскольку общим предметом социальных наук являются отношения между людьми, то и предмет педагогики содержит отношения между людьми. Наиболее подходящим для педагогики видом отношений могут быть отношения между взрослыми и детьми. Но не любые отношения, а только те (и это важно), которые возникают при попытке взрослых передать детям социальный опыт.
«Предметом педагогики являются отношения взрослого и ребенка, которые возникают при попытке взрослых передать детям социальный опыт» (подробнее).
Установленный предмет педагогики позволяет определить иерархию педагогической деятельности. Научная деятельность, практическая деятельность, учебная, воспитательная деятельности и т.д. Особое место занимает деятельность обучения. Особенность обучения как вида учебной деятельности состоит в том, что предметом деятельности учителя и ученика является продукт ученика, не соответствующий должному уровню.
«Обучение – это вид учебной деятельности, выполняемый деятельностями учителя и ученика и направленный на недостаточно усвоенный учеником элемент культуры с целью достижения должного уровня владения данным элементом культуры, или более высокого результата, чем предыдущий» (подробнее).
«Обучение – это вид учебной деятельности, в которой недостаточное владение элементом культуры ученика доводится до должного уровня или более высокого результата, чем предыдущий» (подробнее)
Аналогичным образом определяется воспитательная деятельность. «Воспитательная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, имеющий необходимую совокупность социальных личностных качеств, определенных воспитательной программой (подробнее).
Таким образом. Теория Педагогики
— представляет анализ педагогических понятий, толкование которых уже явилось результатом деятельности представителей педагогической науки. Существующие понятия, выстроенные в строгую иерархию, были освобождены от тавтологий, двусмысленностей и иных инородных значений слов.
— определяет основы, на которых может быть построена педагогическая теория, а явление и понятие образование рассматриваются в ряду других более широких явлений, также называемых словом «образование»
— выводит исследователей к педагогической теории и позволяет взглянуть на педагогику с точки зрения ее предмета и предмета деятельности основных участников педагогического процесса – учителя и ученика, воспитателя и воспитанника.
Теория педагогики будет полезна и студентам, изучающих педагогику в ВУЗах, и учителям начальных и средних учебных заведений, и преподавателям институтов и университетов, не только педагогическим, и ученым-теоретикам, которые работают в области педагогики, психологии, и ученым-экспериментаторам, которые в «полевых условиях» постигают педагогическую науку.
Студенты могут использовать представленный на сайте материал и для изучения педагогики, как науки, и для подготовки к семинарам, и для написания рефератов по педагогике и психологии. На темы обучения, воспитания, образования, предметов и объектов образования и т.д.
Учителя, воспитатели, завучи и директора школ и других средних учебных заведений, найдут в Теории педагогики ответы на многие вопросы, которые не были найдены в учебниках, методических пособиях.
Вы, наконец-то, увидите разницу между учителем и воспитателем, учеником и воспитанником, поймете, что такое учебная деятельность и чем учение отличается от обучения.