П р и р о д а
Движение – это постоянные, непрекращающиеся, разнонаправленные изменения объектов, предметов, явлений, которые вызваны воздействиями, взаимовоздействиями как внешними, так и внутренними. Всякое изменение есть движение, осуществляемое посредством действий, воздействий, взаимовоздействий, взаимодействий. Понятие «движение» занимает верхний ярус абстракций и, как говорил Ф. Энгельс, «…обнимает собою все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» [196, c. 50].
Процесс – это вид или форма движения, особенность которого состоит в том, что изменения объектов, предметов, явлений имеют некоторое направление (направленность). Основные виды процесса – это образование, формирование и развитие. Для познавательных целей следует различать природный (естественный) процесс и социальный процесс.
Действие – это момент, составляющий движение, характеризуется тем, что действие не достигает объекта. То есть исходящее от объекта или субъекта действие не производит в другом объекте (субъекте) изменений. Действие можно представить общей формулой А -> … В, т. е. от А направляется действие к В, но оно не достигает его.
Воздействие – это действие, достигшее объекта или субъекта и произведшее некоторые изменения в нем. Обычно выделяют внешние и внутренние воздействия. Внутренние воздействия – это воздействия, происходящие внутри объекта или субъекта от оставленных следов внешних воздействий и от следов, оставляющих и оставленных внутренними изменениями субъекта или объекта. Воздействие можно представить общей формулой А —> В.
Взаимовоздействие – воздействия друг на друга двух объектов, производящих соответствующие изменения друг в друге. Общая формула взаимовоздействия А <—> В.
Мышление – это естественный, природный процесс в головном мозгу, вызванный воздействиями внешнего мира, содержание следов которого, преобразуясь, передаётся от одного образования в мозгу к другому. Мышление как процесс начинается не с внешних воздействий, а с появления в мозгу ответа на след, оставленный внешним воздействием. Ответ на след мы называем идеальным образованием, которое, в свою очередь, оставляет новый след в головном мозгу и т. д. Процесс появления и движение идеальных образований, оставляющих свои следы в головном мозгу, и есть процесс мышления. В своем развитии мышление в сочетании с деятельностью, которая также оставляет следы в головном мозгу человека, приводит его к осознанию и пониманию содержания следов. Факты осознания и понимания также оставляют следы в головном мозгу и переводят мышление человека на уровень оперирования абстрактными понятиями.
Психика – это образование (структура, система, качество) высокоорганизованного биологического организма, которое активизируется внешними и внутренними воздействиями, оставляющими следы в головном мозгу, и результатами переработки этих следов. У человека часть результатов психика доводит до осознания, что обеспечивает человеку выход в социум, а другую часть доводит до физиологической системы организма человека, обеспечивая ему возбужденные состояния, которые впоследствии переходят в положительные или отрицательные (угнетенные) состояния психики.
С о ц и у м
Взаимодействие – действия минимум двух субъектов, каким-то образом, в каком-то отношении связанных между собой относительно третьего (субъекта или объекта), с целью произведения в нем некоторых изменений. Взаимодействие можно представить общей формулой:
Опосредствованное воздействие – это прямое воздействие на природный объект или социальное образование в присутствии человека, на которого мы желаем воздействовать.
Социальный процесс – изменение объектов, предметов, явлений социума, осуществляемое социально образованными людьми или вызванное взаимовоздействием социальных образований.
Социальное – объект, предмет, явление, существование которых обязано деятельности социально образованного человека. Объекты, предметы, явления, так или иначе оказавшиеся в контакте с социально образованным человеком, с продуктами и результатами его деятельности, становятся носителями социального в виде оставленного в них следа сознательно действующего человека. Сознание, как общественный продукт, является существенным и различительным признаком социального.
Социальное образование – объект, предмет, явления, появление и существование которых обязано воздействиям социально образованного человека или его деятельности.
Социализация – превращение природного в социальное, процесс передачи или наделение природных объектов и предметов социальными качествами и свойствами. Процесс, происходящий при контакте природного и социального, имеет стихийную и управляемую форму.
Социальное образование человека – это становление природного человека общественным существом в результате стихийной и управляемой социализации.
Социальное образование человека в педагогической сфере – управляемая социализация природного и социального человека в созданных педагогических структурах: учебных и воспитательных учреждениях, в профессиональных и высших учебных заведениях.
Человек – понятие для обозначения биологического вида (существа), представляющего единство естественного (природного, биологического) и социального (общественного) и обладающего способностью сознавать, понимать, познавать и осуществлять деятельность.
Природный человек – это биологический вид, живущий вне общества.
Социальный человек – это человек, который живет в обществе, но еще не осознал, что живет в обществе и зависит от него, это стихийно социализированный человек.
Социально образованный человек – это социальный человек, осознавший, что живет в обществе и сознательно участвует в собственном социальном образовании.
Субъект – это самостоятельно действующий человек. Поэтому человек, который не осуществляет действия, не является (его нельзя назвать) субъектом: отсутствует признак – действие, по которому определяется субъект. Не действующий в данный момент человек способен в любой последующий момент осуществить действие, поэтому можно говорить о человеке как о потенциальном субъекте.
Субъект профессиональной деятельности – это человек, исполняющий социальную функцию (учитель, воспитатель, врач, шахтер, солдат, сторож и т. д.).
Личность – это персонифицированная часть (сторона) социальных функций, социальных качеств человека и социальных отношений, участником которых является человек. Поскольку личность не является человеком, то она и не может быть субъектом.
Деятельность – это совокупность действий (воздействий, взаимовоздействий, взаимодействий), осуществляемая социально образованным человеком при помощи средств, направленных на предмет для достижения результата, соответствующего цели.
П е д а г о г и к а
Педагогика – это наука об отношениях взрослого и ребенка, возникающих при оказании помощи ребенку в овладении духовно-практическим опытом (культурой) общества. Такие отношения можно назвать педагогическими.
Педагогические отношения могут возникать и между взрослыми, если один из них владеет знаниями и умениями, а другой ими не владеет, но желает овладеть, и первый помогает второму овладеть знаниями и умениями.
Предмет педагогики – отношения взрослого и ребенка, возникающие при организации и осуществлении передачи духовно-практического опыта взрослых детям.
Педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.
Научная педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной.
Практическая педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему.
Практическая педагогическая деятельность состоит из двух видов: учебной и воспитательной.
Учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена только путем соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности ученика.
По уровню достижения цели учебная деятельность делится на два звена: учение и обучение.
Завершенность учебной деятельности определяется данными дидактической диагностирующей деятельности.
Деятельность учителя – это структурный элемент учебной деятельности, цель деятельности учителя по содержанию совпадает с целью учебной деятельности: человек, владеющий частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами. Деятельность учителя состоит из 4-х видов деятельности: подготовка учебного материала (УМ), предъявление УМ ученику и организация его работы с УМ, организация деятельности ученика по изготовлению урочного (учебного) продукта (выполнение ДЗ), выполнение анализа и оценки качества урочного (учебного) продукта.
Деятельность учителя завершается определением уровня (степени) достижения цели учебной деятельности на основе данных дидактической диагностирующей деятельности. Если цель достигнута, то учитель переходит к учению, если цель не достигнута – к обучению.
Деятельность ученика – это структурный элемент учебной деятельности, цель деятельности ученика по содержанию совпадает с целью деятельности учителя: овладеть частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами.
Деятельность ученика состоит из двух видов деятельности: деятельности по восприятию, осмыслению, пониманию УМ и работе с ним; деятельности по изготовлению урочного (учебного) продукта (выполнение ДЗ).
Дидактическая диагностирующая деятельность – вид вспомогательной деятельности, целью которой является точность объективных измерений учебных (урочных) продуктов учащихся, эталонное оценивание их и своевременное предоставление результатов диагностирования учителю.
Учение – это вид учебной деятельности, состоящий из деятельности учителя, целью которой является полное предъявление нового элемента культуры, приспособленного для овладения, и деятельности ученика, целью которой является овладение предъявленным элементом культуры.
Деятельность учения считается завершенной, а цель ее достигнутой, если количество и качество представленного ученику нового учебного материала соответствуют элементу культуры, если выполнены все виды деятельности учения (учителя и ученика), а также выполнен анализа результатов дидактического диагностирования учебного продукта учащихся.
Обучение – это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
Основанием для организации обучения является изготовленный в звене учения (и в звене обучения) продукт ученика, в котором отсутствуют необходимое качество и количество содержания, представленного в учебном материале. Если такого продукта ученика нет, то невозможно организовать и деятельность обучения.
Деятельность обучения считается завершенной, а цель ее достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения, что подтверждается данными отдела дидактического диагностирования.
Ученик – субъект учебной деятельности, который выполняет только учебные действия. Это исполнитель не просто учебных действий (деятельности), а исполнитель ответной учебной деятельности (учебных действий) на деятельность (действия) учителя. Ученик – это новое социальное качество ребенка, которое появляется в момент, когда он становится субъектом учебной деятельности. Как только ребенок прекратил учебные действия, социальное качество ребенка – ученик – перестает функционировать, и он перестает быть учеником, но остается ребенком, подростком, юношей, гражданином.
Учитель – субъект учебной деятельности. Он только совершает учебные действия. Учитель не может быть субъектом иной деятельности. Учитель – это профессиональное качество. Оно проявляется в момент, когда человек исполняет учебную деятельность. Как только взрослый в качестве субъекта учебной деятельности прекратил учебные действия, социальное качество человека – учитель – перестает функционировать, взрослый перестает быть учителем, но остается человеком.
Воспитательная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, имеющий необходимую совокупность социальных личностных качеств, определенных воспитательной программой. Воспитательная деятельность изначально направлена к воспитаннику, зависима от ответной деятельности воспитанника и может быть осуществлена только во взаимодействии деятельности воспитателя и деятельности воспитанника.
По уровню достижения цели воспитательная деятельность делится на два звена: деятельность по активизации социализации и деятельность по воспитанию.
Завершенность воспитательной деятельности определяется данными школьного отдела дидактического диагностирования (ОДД).
Деятельность воспитателя – это структурный элемент воспитательной деятельности, цель деятельности воспитателя по содержанию совпадает с целью воспитательной деятельности: человек, обладающий необходимой совокупностью социальных личностных качеств, определенных воспитательной программой. Деятельность воспитателя состоит из 4–х видов деятельности: подготовка воспитательного материала (ВМ), предъявление ВМ и организация деятельности воспитанника с данным ВМ, организация деятельности воспитанников по изготовлению продукта, соответствующего содержанию ВМ.
Деятельность воспитателя завершается определением уровня (степени) достижения цели воспитательной деятельности на основе данных дидактической диагностирующей деятельности. Если цель достигнута, то воспитатель переходит к активной социализации, если цель не достигнута – к воспитанию.
Деятельность воспитанника – это структурный элемент воспитательной деятельности, цель которой по содержанию совпадает с целью деятельности воспитателя: обладать необходимой совокупностью социальных личностных качеств, определенных воспитательной программой. Деятельность воспитанника состоит из двух видов деятельности: деятельности по восприятию, осмыслению, запоминанию, переживанию предъявленного содержания ВМ; деятельности по изготовлению (проявлению) продукта, соответствующего содержанию ВМ.
Диагностирующая деятельность – вид вспомогательной деятельности, целью которой является точность измерения продуктов воспитанников, эталонное оценивание их и своевременное предоставление результатов диагностирования воспитателю.
Деятельность по активной социализации – это вид воспитательной деятельности, состоящий из деятельности воспитателя, целью которой является предъявление новой совокупности социальных личностных качеств, определенных воспитательной программой и способных вызвать проявление аналогичных качеств при их восприятии и переживании, а также деятельности воспитанника, целью которой является овладение и обладание тем или иным из предъявленных социальных качеств.
Деятельность по активизации социализации считается завершенной, а цель её достигнутой, если совокупность качеств представлена воспитаннику в воспитательном материале, если выполнены все виды деятельности воспитателя и воспитанника и проанализированы результаты дидактического диагностирования продукта воспитанников.
Воспитание – это вид воспитательной деятельности (деятельность по воспитанию), в которой то или иное социальное качество воспитанника, составляющее цель воспитания, доводится до должного или возможного уровня.
Основанием для организации воспитания является «изготовленный» (проявленный) воспитанником продукт, в котором отсутствует необходимое (должное) содержание личностного качества или форма его проявления не соответствует принятой в обществе. Если такого продукта воспитанника нет, то невозможно организовать и деятельность воспитания.
Деятельность по воспитанию считается завершенной, а цель ее достигнутой, если содержание личностного качества воспитанника в повторно изготовленном (проявленном) им продукте будет соответствовать цели воспитания или уровню эталона, представляющего цель воспитания, что подтверждается данными отдела дидактического диагностирования.
Воспитатель – субъект воспитательной деятельности. Воспитатель не может быть субъектом иной деятельности. Воспитатель – это профессиональное качество взрослого. Оно проявляется в момент, когда взрослый исполняет воспитательную деятельность. Как только взрослый в качестве субъекта воспитательной деятельности прекратил ее исполнение, социальное качество человека – воспитатель – перестает функционировать, взрослый перестает быть воспитателем, но остается человеком.
Воспитанник – субъект воспитательной деятельности. Воспитанник не может быть субъектом иной деятельности. Это исполнитель не просто воспитательных действий (деятельности), а исполнитель ответной воспитательной деятельности на деятельность (действия) воспитателя. Воспитанник – это новое социальное качество ребенка, которое появляется в момент, когда ребенок становится субъектом воспитательной деятельности. Как только ответы на действия и воздействия воспитателя прекратились, социальное качество ребенка – воспитанник – перестает функционировать, и он остается ребенком, подростком, юношей, гражданином.
Педагогическое воздействие – это действие, совершаемое педагогом (учителем или воспитателем), достигающее ребенка (ученика или воспитанника) и обеспечивающее исполнение учебной или воспитательной деятельности. К педагогическим можно отнести также воздействия при общении и контакте с детьми, находящимися вне пределов учебной и воспитательной деятельности, которые направлены не на человека (ребенка, ученика, воспитанника), а на предметы окружающей действительности. Эти воздействия не должны вести к унижению достоинства личности ребенка.
Педагогическое взаимодействие – это согласованные между педагогом (учителем, воспитателем) и учеником и воспитанником действия, составляющие вид учебной или воспитательной деятельности.
Педагогическое взаимовоздействие – это косвенное воздействие педагога на ребенка (ученика или воспитанника) и ответное на это воздействие косвенное воздействие ученика или воспитанника на педагога.