Образ
Если Вы являетесь членом научного сообщества и имеете свою точку зрения, отличающуюся от многих других, то Вы обязаны, придерживаясь научных правил, обосновать свою точку зрения, показать ошибочность точек зрения других авторов, указав при этом методологические принципы, которыми Вы руководствовались, развивая свою точку зрения.

Часть первая. Введение

Фундаментальными понятиями педагогики являются «обучение», «образование» и «воспитание». В педагогической науке нет единства в понимании явлений, обозначаемых этими словами, и нет терминов для их обозначения. Мы не будем приводить многочисленных высказываний, которые подтвердили бы это.

Сложившееся положение в педагогической науке относительно основных понятий (обучение, воспитание, образование) рассмотрено в книге И. М. Кантора «Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы», которая является, как отметил в предисловии М. Н. Скаткин, «единственной в нашей литературе, очерчивающей логико-терминологический каркас понятийной системы педагогики».

Заканчивая свою книгу, И. М. Кантор выражает надежду, что проделанная им работа может способствовать решению наиболее острых задач педагогической науки и формулирует их: «Нет ясного различия воспитания как категории педагогической науки, как раздела педагогической теории и как вида социальной деятельности… Два смысла понятия «воспитания» представлены широким спектром толкований и в отношении содержания. Вопрос этот особенно усложняется различием, а иногда и полной противоположностью взглядов на соотношение понятий «социальное формирование», «воспитание», «образование» и «обучение» [61, c. 149 – 150] «То же самое в значительной мере относится и к понятиям «образование» и «обучение», к их определениям… Нет единого мнения об основных понятиях дидактической теории» [61, с. 150].

Такое положение в педагогике имеет не локальный характер, а глобальный. Вот, например, как оно отражено одним из исследователей: «Двойной смысл, заложенный в понятия образования и воспитания в нашем обиходном языке, а также и в нашем специально педагогическом языке, не является, конечно, удачным. Если появятся другие предложения более точного и для всех понятного обозначения этих сторон в педагогическом процессе…, то мы всегда готовы присоединиться к ним. Но до сих пор, однако, мы еще не встречали таких предложений» [123, c. 113 – 114]. Нам такие предложения также еще не встречались.

Современное положение с фундаментальными понятиями педагогики не изменилось. Это подтверждают материалы о состоянии понятийно-терминологической системы педагогики, подготовленные в 1999 году В. М. Полонским при поддержке РГНФ.

Приведем несколько высказываний из этих материалов, конкретизирующих это состояние. «До сих пор мы не имеем единой понятийно-терминологической системы педагогики и образования» [153, c. 18]. «Педагогическую науку справедливо упрекают в произвольном толковании ее предмета, собственных законов, категорий, основных понятий, в наличии многозначности, противоречии или несоответствии термина понятию» [153, с. 17]. «До сих пор нет ответа на вопрос, каково соотношение между такими базовыми понятиями, как «образование», «воспитание», «обучение», «развитие» и др.» [153, с. 19 – 20].

Та же самая ситуация сохранилась и у коллег в Германии: «В приглашении на конференцию в Дортмунд (февраль 1999 г.), посвященную состоянию педагогики как университетской дисциплины, организаторы подчеркивают отсутствие каких-либо шансов найти общее ядро педагогики» [153, с. 20].

Из такого положения есть только один выход, а именно: приступить к самостоятельному исследованию сущности указанных явлений педагогической сферы. Начать исследование мы обязаны с приведения фактического материала об обучении, воспитании, образовании, в рамках которого должен быть проведен анализ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>