Часть первая. Введение

Фундаментальными понятиями педагогики являются «обучение», «образование» и «воспитание». В педагогической науке нет единства в понимании явлений, обозначаемых этими словами, и нет терминов для их обозначения. Мы не будем приводить многочисленных высказываний, которые подтвердили бы это.

Сложившееся положение в педагогической науке относительно основных понятий (обучение, воспитание, образование) рассмотрено в книге И. М. Кантора «Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы», которая является, как отметил в предисловии М. Н. Скаткин, «единственной в нашей литературе, очерчивающей логико-терминологический каркас понятийной системы педагогики».

Заканчивая свою книгу, И. М. Кантор выражает надежду, что проделанная им работа может способствовать решению наиболее острых задач педагогической науки и формулирует их: «Нет ясного различия воспитания как категории педагогической науки, как раздела педагогической теории и как вида социальной деятельности… Два смысла понятия «воспитания» представлены широким спектром толкований и в отношении содержания. Вопрос этот особенно усложняется различием, а иногда и полной противоположностью взглядов на соотношение понятий «социальное формирование», «воспитание», «образование» и «обучение» [61, c. 149 – 150] «То же самое в значительной мере относится и к понятиям «образование» и «обучение», к их определениям… Нет единого мнения об основных понятиях дидактической теории» [61, с. 150].

Такое положение в педагогике имеет не локальный характер, а глобальный. Вот, например, как оно отражено одним из исследователей: «Двойной смысл, заложенный в понятия образования и воспитания в нашем обиходном языке, а также и в нашем специально педагогическом языке, не является, конечно, удачным. Если появятся другие предложения более точного и для всех понятного обозначения этих сторон в педагогическом процессе…, то мы всегда готовы присоединиться к ним. Но до сих пор, однако, мы еще не встречали таких предложений» [123, c. 113 – 114]. Нам такие предложения также еще не встречались.

Современное положение с фундаментальными понятиями педагогики не изменилось. Это подтверждают материалы о состоянии понятийно-терминологической системы педагогики, подготовленные в 1999 году В. М. Полонским при поддержке РГНФ.

Приведем несколько высказываний из этих материалов, конкретизирующих это состояние. «До сих пор мы не имеем единой понятийно-терминологической системы педагогики и образования» [153, c. 18]. «Педагогическую науку справедливо упрекают в произвольном толковании ее предмета, собственных законов, категорий, основных понятий, в наличии многозначности, противоречии или несоответствии термина понятию» [153, с. 17]. «До сих пор нет ответа на вопрос, каково соотношение между такими базовыми понятиями, как «образование», «воспитание», «обучение», «развитие» и др.» [153, с. 19 – 20].

Та же самая ситуация сохранилась и у коллег в Германии: «В приглашении на конференцию в Дортмунд (февраль 1999 г.), посвященную состоянию педагогики как университетской дисциплины, организаторы подчеркивают отсутствие каких-либо шансов найти общее ядро педагогики» [153, с. 20].

Из такого положения есть только один выход, а именно: приступить к самостоятельному исследованию сущности указанных явлений педагогической сферы. Начать исследование мы обязаны с приведения фактического материала об обучении, воспитании, образовании, в рамках которого должен быть проведен анализ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *