Педагогические отношения взрослого и ребенка не завершаются воздействиями взрослого, они завершаются только при наличии взаимовоздействия взрослого и ребенка. Для возникновения взаимовоздействия в объективной действительности достаточно элементарного контакта, чтобы акт взаимовоздействия состоялся и был признан таковым (состоявшимся). Взаимовоздействие в социуме для выделенных нами объектов или субъектов несколько иное. Оно, несомненно, опирается на материальные взаимовоздействия, но надстраивается над ними как социальная функция. Дело в том, что воздействия, осуществляющие педагогическую деятельность (учебную или воспитательную), являются сознательно направленными взрослым (учителем или воспитателем) на взаимодействующего с ним ребенка (ученика, воспитанника) с педагогической целью. Следовательно, и ответ – воздействие, – которое должен испытать взрослый, также должно быть сознательно направленным.
В ответ на косвенные воздействия взрослого, как и на прямые воздействия внешнего мира и оставленные ими следы, в головном мозгу ребенка возникает каскад образований[1], которые, воздействуя, оставляют, в свою очередь, свои следы в виде новых следов-образований в мозгу и, благодаря центральной нервной системе (ЦНС), происходит (осуществляется) движение их в направлении к осознанию и пониманию произошедшего воздействия. Осознание и понимание позволяют ребенку дать адекватный ответ на воздействие взрослого. Именно этот ответ (воздействие), оставляющий свой след в воздействовавшем на него взрослом (мире), и составляет завершающую стадию педагогического взаимовоздействия, которая обычно не рассматривается в традиционной педагогике, а лишь предполагается. После адекватного или неадекватного ответа – косвенного воздействия на учителя – следы от всего каскада образований и их движения по всем уровням отражения в мозгу ребенка не исчезают бесследно. Они остаются и сохраняются в виде специфического (материального) остатка, который в любое время может быть активизирован и обеспечить адекватный ответ на воздействия взрослого (мира).
Педагогический смысл этого акта состоит в том, что, только опираясь на него, педагог может продолжить объективно обоснованную педагогическую деятельность. Современная педагогическая практика использует односторонний подход: останавливается на воздействиях педагога и не акцентирует своего внимания на воздействиях учеников и воспитанников, направленных к педагогу. Поэтому проблемой педагогической практики должно бы стать не педагогическое воздействие или взаимодействие, а педагогическое взаимовоздействие. Но педагогам-исследователям не удалось рассмотреть взаимовоздействие в течение 500 лет существования классно-урочной и предметной системы. В силу чего педагогическое взаимовоздействие осуществляется стихийно и лишь эпизодически затрагивает небольшое количество учеников или только отдельных учеников или воспитанников в течение такого же времени. То есть сотни миллионов детей, охваченные этой системой образования, ежедневно оставались не услышанными взрослыми (учителями) и не получившими необходимой педагогической помощи. Эта «глухота» продолжается, поскольку общеобразовательные учреждения и в настоящее время не имеют в своей системе структуры, ежедневно собирающей ответные воздействия детей и своевременно доставляющей их учителю[2].
Согласно представленной нами теории учебной деятельности, данными воздействиями и взаимодействием деятельность учителя не завершается: учитель должен еще 3) организовать деятельность ученика по изготовлению учебного продукта и 4) проанализировать качество изготовленного продукта. При анализе учитель воздействует на поступивший к нему изготовленный учеником продукт, а продукт воздействует на учителя. Таким образом, фиксированные воздействия в деятельности учителя и ученика позволяют говорить об учебном взаимовоздействии, т. е. учитель и ученик воздействовали друг на друга. Учитель воздействовал учебным материалом, а ученик – изготовленным на уроке продуктом. Без воздействия продукта ученика учебное взаимовоздействие не существует, и учебная деятельность не может быть завершенной, хотя акты взаимовоздействия присутствуют фактически в каждом виде деятельности учителя и ученика.
Педагогическое взаимовоздействие – это косвенное воздействие педагога на ребенка (ученика или воспитанника) и ответное на это воздействие косвенное воздействие ученика или воспитанника на педагога.
Педагогическое взаимовоздействие включает два вида взаимодействий – учебное и воспитательное. Схематично их можно представить следующим образом:
Уч-ль —> УМ —> Уч-к —> УМ – ПУ —> Уч-ль
Восп-ль —> ВМ —> Восп-к —> ВМ – ПВ —> Восп-ль
В первой части учебного взаимовоздействия Уч-ль —> УМ —> Уч-к, учитель, предъявляя УМ ученику, оказывает косвенное воздействие на ученика. То есть при восприятии воздействий учителя на УМ ученик испытывает косвенные воздействия учителя.
Во второй части Уч-к —> УМ – ПУ —> Уч-ль, ученик изготавливает продукт (ПУ) и передает его учителю. Измерение и оценка качества продукта ученика является косвенным воздействием ученика на учителя.
В современной системе продуктом ученика можно считать выполненное домашнее задание, которое должно быть проверено и оценено у каждого ученика. В разработанной нами системе ПУ передается в отдел ОДД, где все продукты измеряются, оцениваются и передаются учителю.
В первой части воспитательного взаимовоздействия Восп-ль —> ВМ —> Восп-к, воспитатель, предъявляя ВМ воспитаннику, оказывает косвенное воздействие на него. То есть при восприятии воздействий воспитателя на ВМ воспитанник испытывает косвенные воздействия воспитателя.
Во второй части Восп-к —> ВМ – ПВ —> Восп-ль, воспитанник изготавливает продукт (ПВ), который передается воспитателю. Измерение и оценка качества продукта является косвенным воздействием воспитанника на воспитателя.
Следует также заметить: если педагогическая деятельность осуществляется только педагогическими воздействиями или взаимодействиями, то она не может быть полноценной и эффективной. Только педагогическое взаимовоздействие позволяет осуществлять полноценно педагогическую деятельность – учебную и воспитательную.
Итак, мы рассмотрели обозначенную исследователями проблему «педагогическое воздействие» и «педагогическое взаимодействие». Определили место данных явлений и значения понятий, установили, что данные явления не имеют особенного значения для педагогической практики, в которой основным является педагогическая деятельность, а не воздействие, взаимодействие или взаимовоздействие.
Завершив анализ педагогического воздействия, мы фактически закончили рассмотрение всех основных педагогических явлений, составляющих «тело» педагогики и структурные узлы педагогической системы.
Нам остается сделать несколько обобщений и замечаний.
[1] См. настоящий текст: Часть вторая. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИКИ. Глава 2. Основы социальных образований.
[2] См. настоящий текст: Часть третья. ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ. Глава 4. Деятельность по обработке учебного продукта ученика. § 3. Отдел дидактического диагностирования в общеобразовательной школе.