§ 4. Сущность учения

Понимание открывшейся сущности обучения позволяет увидеть нечто, обескураживающее наше сложившееся педагогическое сознание. Обратившись к практике обучения с позиции открывшейся сущности обучения, мы обнаружили, что те деятельности, посредством которых специально реализуется обучение, как необходимые и обязательные деятельности в системе учебной деятельности, не организуются и не выполняются.

Наиболее часто не исполняются два вида деятельности: деятельность ученика по самостоятельному изготовлению урочного продукта и деятельность учителя по обработке продукта ученика. Эти виды деятельности в современной практике не воспринимаются, не осознаются и не рассматриваются как самостоятельные виды учебной деятельности.

Конечно, нельзя утверждать, что ученик вообще не изготовляет продукта, любой работник сферы образования укажет на домашние задания, самостоятельные, проверочные и контрольные работы. Разумеется, выполнение всего этого учеником можно отнести к его деятельности по самостоятельному изготовлению продукта. Но, во-первых, частично такое изготовление происходит за пределами учебной деятельности; во-вторых, часть остальных работ выполняется далеко по времени от момента, когда изготовленный учеником продукт позволяет своевременно установить неправильные действия, непонимания, ошибки, чтобы организовать и осуществить деятельность обучения.

Поскольку деятельность ученика по изготовлению продукта выполняется с нарушением указанной последовательности или не исполняется, то с нарушением указанной последовательности выполняется и деятельность учителя по обработке продукта ученика или не исполняется. Следовательно, нарушена должная регулярность поступления продукта ученика к учителю и его обработка, учитель оказывается лишенным необходимых объективных оснований для того, чтобы начать организацию деятельности обучения, в которой происходит и процесс обучения. При такой системе учитель, организуя деятельность ученика с учебным материалом, обычно не преследует цели, чтобы ученик изготовил свой продукт. Но так как на этом практическая деятельность учителя и деятельность ученика в учебных заведениях не прекращаются, а продолжаются, то продолжаются они с теми же нарушениями последовательности учебной деятельности: дело до организации и осуществления деятельности обучения не доходит. Это приводит всю систему учебной деятельности к состоянию неуправляемости.

Если предложить учителю или учебному учреждению представить результаты обучения за урок, неделю, четверть, год, то нам представят оценки, выставленные ученику по пятибалльной системе, но не объективные данные, на основе которых может и должна быть организована и осуществлена деятельность обучения.

Итак, есть две деятельности: ученика по изготовлению продукта, от качества которого зависит обоснование организации обучения, и учителя по обработке (измерению и оценке) продукта ученика, от объективности которой зависит качество организованного обучения.  Они оказываются если не отсутствующими в современной практике общеобразовательной школы, то не позволяющими учителю полноценно использовать их для организации деятельности обучения.

Несмотря на нарушение последовательности исполнения и даже на отсутствие исполнения видов учебной деятельности, что не позволяет организовать деятельность обучения, в обществе традиционно считается, что в школах ведется именно обучение. А в качестве доказательства обычно предъявляются положительные результаты: учащиеся, успешно окончившие школу, поступившие в высшие учебные заведения, достигшие тех или иных успехов на олимпиадах по различным учебным дисциплинам, изучаемым в школе и т. д.

Это утверждение может показаться парадоксальным: деятельность обучения из-за указанных причин не может быть организована в общеобразовательной школе, а положительные результаты приписывают обучению. Но парадокса здесь нет. Если продолжить рассуждения, исходя из понятой сущности обучения, то обнаружим следующий факт.

Предположим, что выделенная совокупность деятельностей учителя и ученика и их последовательность выполняется. Тогда, осуществив всю совокупность деятельностей, в том числе и деятельность ученика по изготовлению своего продукта, учитель остается с продуктом ученика. Перед тем, как приступить к выполнению следующей совокупности деятельностей, учитель должен обработать продукт ученика, определяя его качество, или получить иным способом данные о качестве продукта.

Предположим теперь, что, обработав продукт ученика или получив данные о его качестве, учитель удостоверится, что продукт ученика совпадает с данным эталоном. Такой результат означает, что учитель может перейти к новому элементу культуры, определенному программой учебного предмета, и на его основе подготовить продукт (учебный материал) для ученика. Совершив следующую учебную деятельность с новым элементом культуры, учитель вновь остается с продуктом ученика и устанавливает, что продукт ученика вновь соответствует данному эталону. Это значит, что для очередного осуществления учебной деятельности (деятельностей учителя и ученика) учитель может взять следующий элемент культуры, представленный учебной программой, и т. д.

Предположим теперь, что точно так же происходит осуществление совокупности учебной деятельности, пока не исчерпано время, отведенное для данного учебного предмета. Если все происходило так, как представлено выше, следует констатировать, что в осуществленной учебной деятельности не было деятельности обучения и процесса обучения, что овладение элементами культуры, или знаниями и умениями пользоваться ими, произошло, минуя организацию деятельности обучения, за пределами процесса обучения.

Таким образом, обнаруживается, что в системе учебной деятельности имеется совокупность деятельностей учителя и ученика, которая не может быть отнесена к деятельности обучения, но результатом выполнения которой может быть овладение учеником знаниями и умением пользоваться ими.

Несколько выше была выделена совокупность деятельностей учителя и ученика, названная деятельностью обучения, посредством которой реализуется процесс обучения. Здесь же выделена другая совокупность деятельностей учителя и ученика, назовем ее деятельностью учения[1], посредством которой реализуется процесс учения и приводит к овладению представленного учителем материала. Если же никакого овладения не оказалось, то не состоялся и процесс учения, хотя деятельность учения была осуществлена. Это вынуждает пополнить иерархию понятий еще одним понятием, представляющим вид учебной деятельности, – деятельность учения.

Рис. 9. Деятельность учения

Рис. 9. Деятельность учения

Рис. 9.  Деятельность учения

Учение – это вид учебной деятельности, выполняемый деятельностями учителя и ученика и направленный на овладение новым для ученика элементом культуры (рис. 9).

Место этого понятия должно находиться перед понятием деятельность обучения, так как деятельность обучения не может быть организована (осуществлена) прежде, чем совершится деятельность учения.

Но и по завершении деятельности учения деятельность обучения не начинается автоматически: для этого необходим соответствующий результат деятельности учения, поскольку не любой результат учения обусловливает деятельность обучения.


[1] Деление учебной деятельности на деятельность обучения и деятельность учения представлено в книге Т. В. Габай «Учебная деятельность и ее средства», но в книге эти понятия имеют психологическое содержание и несколько иные значения: деятельность учения – это «акт познания», а деятельность обучения – это обеспечение условий осуществления акта познания, или деятельности учения [32, c. 81].

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *