Исходным понятием нашей позиции является понятие «след». Это понятие широко использовал К. Д. Ушинский. «Влияние внешнего мира на нервный организм сообщает ему множество следов, или «отпечатков», о существовании которых говорится, начиная с Аристотеля, во всех психологиях и физиологиях» [177, c. 172].
Рассматривая историю следа («отпечатки» у Аристотеля и «след», «остаток», «потемневшие представления», «отголоски», «акт духа» у Ф. Бенеке, И. Гербарта, Т. Вайтца, М. Дробиша, Э. Фихте), К. Д. Ушинский определяет собственное понимание следа: «Желая дать какое-нибудь название этим навыкам в нервах, мы придадим им также название нервных следов; но наш след отличается от следов Бенеке тем, что, во-первых, наши следы имеют определенное местопребывание, именно в органах нервной системы, в нервах зрения, слуха и т. д.; а во-вторых, самое значение следов определено строже: это не что иное, как привычка нервов к тем движениям, которые они раз испытали под влиянием какого-нибудь впечатления» [177, c. 173]. А далее уточняет: «Само собою, разумеется, что нервные следы составляют только один бессознательный элемент в акте памяти, нисколько не исчерпывая всего этого акта. Самый след в нервах может установиться только тогда, когда движение нервов, сохранившееся в этом следе, было нами сознано. Впечатление внешнего мира на нервную систему, прошедшее мимо сознания, хотя и может оказать сильнейшее влияние на весь наш организм… но не оставит в нервах того, что мы называем следом памяти» [177, c. 173].
Итак, К. Д. Ушинский наделяет след следующими признаками: во-первых, след оставляется впечатлениями, сообщенных влиянием внешнего мира на нервный организм; во-вторых, местопребывание следа в органах нервной системы; в-третьих, след – это привычки нервов к тем движениям, которые они испытывали под влиянием какого-нибудь впечатления; в-четвертых, след может установиться только при наличии сознания его; в-пятых, этот след – след памяти.
В нашем понимании, след, прежде всего, есть некоторое образование, появившееся в головном мозгу человека в результате воздействия внешнего мира, которое сохраняется в мозгу независимо от того, осознан или не осознан след. Разумеется, что это не прямые воздействия внешнего мира на мозг. Хотя наше понимание следа отличается от понимания К. Д. Ушинского, оно сходно в главном, что след есть некоторый остаток от воздействия внешнего мира.
Мы придерживаемся известной в науке позиции, согласно которой «всё, что приводит в движение людей, должно пройти через голову» [197, c. 406]. Исходя из этого, считаем, что, проходя «через голову», это «всё» не проходит бесследно, оно оставляет свои следы в головном мозгу человека. Отсутствие этих следов разрушило бы связь человека с миром и ему не на что было бы опереться в себе, чтобы устоять в этом мире.
Науке известны многие факты, в той или иной степени подтверждающие и развивающие эту позицию. Приведем лишь некоторые из них. Так, например, И. П. Павлов отмечал: «На большие полушария как из внешнего мира, так и из внутренней среды самого организма беспрерывно падают бесчисленные раздражители различного качества и интенсивности… эти все раздражения оставляют большие или меньшие следы…» [128, c. 397]. Л. С. Выготский считал: «Всякая сложная психическая система: и сон кафра, и понятие, и самосознание личности – все эти представления в конечном счете продукты известной мозговой структуры. Нет ничего, что было бы оторвано от мозга. Весь вопрос в том, что физиологически в мозгу соответствует мышлению в понятиях» [31, c. 128].
Итак, И. П. Павлов говорит о следах, оставляемых в больших полушариях от бесчисленных раздражителей внешнего мира. Л. С. Выготский тоже говорит об изменениях в нервной системе или в мозгу при образовании рефлекса, о физиологических изменениях, соответствующих мышлению в понятиях. В любом случае они исходят в своем понимании из общей позиции, согласно которой любые внешние воздействия или внутренние раздражители организма оставляют в мозгу человека некоторые следы, и эти следы, видимо, приводят к физиологическим изменениям, которые и могут соответствовать мышлению в понятиях.
Коснемся прежде следов, оставляемых в больших полушариях (в мозгу человека) от воздействий внешнего мира. Воздействия на мозг происходят опосредованно, через различные нервные связи, и след от воздействия остается в виде изменений в нейронных и иных структурах мозга. Эти изменения, удерживающие и сохраняющие «следы», мы называем элементарными образованиями, или первичными образованиями. Здесь надо обратить внимание на то, что след и образование представляют некоторое цельное явление. Со стороны воздействовавшего – это след, а со стороны испытавшего – это образование, или след представляет содержание воздействовавшего, а образование – форму, удерживающую это содержание.
Но появлением следа и появлением первичного образования, сохраняющего содержание следа в головном мозгу человека, начавшийся процесс образования не заканчивается. Он имеет продолжение, потому что голова принадлежит высокоорганизованному биологическому существу, и потому, что эта голова принадлежит социально образованному человеку.