Рассмотрим другие элементы высказываний, представляющие образование. Утверждение, что «формирование нравственного облика индивидов является воспитательной стороной (функцией, элементом) образования» (3) приводит к следствию, что образование, имея своей стороной, или своим элементом, воспитание, является целым, а воспитание – частью этого целого. В другом высказывании утверждается, что «образование как одна из педагогических категорий тесно связано с воспитанием, понимаемым в узком смысле» (4) и что «эта объективно существующая взаимозависимость проявляется в том, что образование является необходимым и могучим фактором воспитания» (4). Но далее следует, что «тесная связь» образования с воспитанием в узком смысле превращается в объективную взаимозависимость, которая также проявляется в том, что образование называется или оказывается фактором воспитания. Образование, благодаря некоторой «тесной связи с воспитанием, превращается в его фактор (причину или движущую силу), т. е. становится стороной, элементом или частью воспитания. В следующем высказывании это и утверждается: «Образование – составная часть воспитания…» (7). Таким образом, здесь мы вынуждены констатировать превращение целого в часть, т. е. если ранее образование было целым, а воспитание – его частью, то теперь противоположная картина: воспитание является целым, а образование – его частью.
В высказываниях явно или неявно, но речь идет не о логических определениях понятия «образование», а о реальностях, называемых воспитанием и образованием. И в этом случае содержание высказываний можно рассмотреть в категориях «часть» и «целое». Следует заметить, что категории, из которых «часть» явно представлена в высказываниях, а «целое» – неявно, служат для выражения объективной связи предмета (целого) и его части. Объективная связь реального целого и его части выражается в том, что часть никогда не может быть больше своего целого или равной ему. Именно реальные отношения целого и части относительно образования и воспитания оказались нарушенными, и словесное их отражение приводит к явному противоречию.